Спецпроекты

Как стать здоровым

cmai.png

Гистерэктомия до наступления менопаузы повышает риск ССЗ даже при сохранении яичников

Хотя частота выполнения этих вмешательств в последние годы снижается, гистерэктомия по не связанным со злокачественными новообразованиями причинам остается достаточно распространенной операцией у женщин, не достигших возраста естественной менопаузы. Достаточно часто в ходе такой операции вместе с маткой удаляются и яичники, что приводит к хирургической менопаузе. На данный момент хорошо известно, что преждевременная менопауза, как хирургическая, так и связанная с естественными причинами, приводит к увеличению риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) в более старшем возрасте. Тем не менее, на данный момент остается неясным, что именно обусловливает это увеличение риска. Обычное объяснение связано с дефицитом эстрогенов, однако крупное китайское исследование, опубликованное 13 июля 2022 г. в журнале Stroke, показало, что механизм может оказаться более сложным.

В общей сложности в исследование China Kadoorie Biobank с 2004 по 2008 год было включено 302 510 женщин в возрасте от 30 до 79 лет, и затем их наблюдали в среднем в течение 9,8 лет. В обсуждаемый анализ были включены не достигшие менопаузы женщины, не имевшие на момент включения известных сердечно-сосудистых заболеваний или злокачественных новообразований. Были рассчитаны скорректированные отношения рисков для новых случаев ССЗ в целом, а также для различных нозологий (ишемический инсульт, геморрагический инсульт и ИБС) у женщин, перенесших изолированную гистерэктомию (ГЭ) или ГЭ с билатеральной овариоэктомией (БОЭ). Анализы были стратифицированы по возрасту и региону, также применялась коррекция по уровню образования и дохода, статусу курения и употребления алкоголя, физической активности, индексу массы тела, систолическому артериальному давлению, наличию диабета, самооценке здоровья и количеству беременностей.

Из 282 722 вошедших в анализ женщин у 8478 была выполнена только ГЭ, а у 1360 – ГЭ с БОЭ. У женщин после ГЭ риск ССЗ был повышен на 9% (отношение рисков 1,09 (95% доверительный интервал [ДИ], 1,06–1,12]), а после ГЭ с БОЭ – на 19% (1,19 [95% ДИ, 1,12–1,26]) по сравнению с отсутствием этих процедур в анамнезе. Как ГЭ, так и ГЭ с БОЭ ассоциировались с более высоким риском ишемического инсульта и ИБС, но влияли на риск геморрагического инсульта. Относительный риск сердечно-сосудистых заболеваний, ассоциированных с ГЭ и с ГЭ в сочетании с БОЭ, был выше при более молодом возрасте пациентки на момент операции (до 48 лет).

Повышение сердечно-сосудистого риска после изолированной ГЭ, когда функция яичников оставалась сохранной, оказалось неожиданной находкой. Авторы исследования предполагают, что гистерэктомия сама по себе может привести к утрате функции яичников из-за потери обратной связи от матки к яичникам, но следует также рассматривать возможность и других механизмов, помимо дефицита эстрогена. Примечательно, что результаты исследования не подтверждают значимую роль повышения уровня общего холестерина и холестерина ЛПНП в результате хирургической менопаузы. По сравнению с женщинами без хирургических вмешательств в анамнезе, эти показатели не менялись после ГЭ и лишь незначительно увеличились после ГЭ с двусторонней овариэктомией. Необходимы дополнительные исследования по изучению механизмов, лежащих в основе обнаруженных ассоциаций, но уже сейчас можно говорить о клинической значимости этих результатов. Так, наличие в анамнезе ГЭ или ГЭ с БОЭ следует учитывать при обсуждении профилактических вмешательств, также может быть разумен дополнительный скрининг сердечно-сосудистых факторов риска у женщин после ГЭ или ГЭ и БОЭ, особенно если операция состоялась в относительно молодом возрасте.

Источник: https://www.ahajournals.org/doi/10.1161/STROKEAHA.121.037305

Возврат к списку