Спецпроекты

Как стать здоровым

cmai.png

Новое в понимании парадокса ожирения: роль возраста

Ожирение, определяемое по индексу массы тела (ИМТ), является общепризнанным фактором риска атеросклеротических сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), сердечной недостаточности (СН) и смертности. С другой стороны, недостаток массы тела также ассоциируется с увеличением смертности как в общей популяции, так и у пациентов с подтвержденными ССЗ. Это противоречие в отношении ассоциаций между ИМТ и ССЗ или смертностью может также зависеть от возраста. Имеются литературные данные о том, что значимость ассоциации между ожирением и смертностью с возрастом уменьшается, и недостаток массы тела оказывается важным фактором риска смерти в старших возрастных категориях. Помимо возраста, оптимальный диапазон массы тела ас точки зрения общей смертности, по-видимому, имеет гендерные различия. Тем не менее, покамест мы располагаем недостаточным количеством данных в отношении влияния возраста на ассоциацию между ИМТ и сердечно-сосудистыми событиями. 17 мая 2022 г. в журнале European Journal of Preventive Cardiology были опубликованы результаты нового крупномасштабного популяционного исследования, изучающего влияние возраста на ассоциации между ИМТ и заболеваемостью ССЗ или смертностью.

В этом исследовании использовалась база данных Корейской национальной службы медицинского страхования (NHIS), которая обеспечивает обязательное медицинское страхование и проведение медицинских осмотров для всех граждан Южной Кореи. Это позволило сформировать когорту из 9 278 433 взрослых без предшествующего анамнеза сердечно-сосудистых заболеваний, которые впоследствии наблюдались на предмет новых случаев инфаркта миокарда (ИМ), СН и смерти от всех причин. Влияние ИМТ анализировалось в возрастных группах молодых взрослых (20-39 лет), лиц среднего возраста (40-64 года) и пожилых (≥65 лет), а также с разбивкой по десятилетиям. В качестве стандарта использовался нормальный диапазон ИМТ (для жителей Кореи – 18,5–22,9 кг/м2). Авторы также оценивали влияние на эти ассоциации пола, курения, уровня физической активности и наличия абдоминального ожирения.

В течение 8,2 лет наблюдения было зарегистрировано 65 607 случаев ИМ (0,71%), 131 903 – СН (1,42%) и 306 065 смертей (3,30%). Возраст достоверно модифицировал ассоциации между ИМТ и всеми этими конечными точками (p для взаимодействия < 0,001). Отмечалось пропорциональное повышение частоты развития ИМ с повышением ИМТ у молодых участников, эта зависимость становилась U-образной в категории среднего возраста, а у пожилых наблюдались обратная зависимость или плато. Зависимость между ИМТ и новыми случаями СН была U-образной, однако влияние ожирения было более сильным у молодых взрослых, а в среднем и пожилом возрасте большую роль приобретал недостаток массы тела. Низкие значения ИМТ ассоциировались с повышением общей смертности во всех возрастных группах, хотя в молодом возрасте эта ассоциация была слабее, а с наиболее благоприятными показателями выживаемости ассоциировалась избыточная масса тела. Эти ассоциации оказались независимыми от пола, курения, физической активности и сопутствующих заболеваний.

Таким образом, воздействие ИМТ на сердечно-сосудистый риск действительно различается в разных возрастных группах, и если молодым людям с избыточной массой тела следует рекомендовать ее снижение, в пожилом возрасте это, наоборот, может быть благоприятным фактором.

Источник: https://academic.oup.com/eurjpc/advance-article/doi/10.1093/eurjpc/zwac094/6587041

Возврат к списку